WHT LIV PRF? (What is a Live Performance?)

Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com


Peter Hammill -
Pno, Gtr, Vox Box

Прошедший 2011 год оказался довольно богатым на подарки от Peter Hammmill и Van Der Graaf Generator. Одним из таких подарков явился новый концертный альбом от Питера Хэммилла, названный просто: "Pno, Gtr, Vox", или по-русски "Ф-но, Г-ра, Вок" (Фортепиано, гитара, вокал). Наблюдавшим за сольным творчеством Питера в последние годы это название сразу обрисовало картину того, что там будет. Дальнейшая информация поступила с сайта музыканта и с его личного Журнала на Wordpress.com. Недолго думая, я разместил свой заказ, а также проинформировал пару-другую знакомых о готовящемся релизе. Однако реакция последовала довольно несоответствующая моменту: "это что - опять концертник?", и "опять соло на гитаре и пианино?", и еще "опять те же песни?"...

Уже тогда я хотел написать новое эссе, но как-то чего-то не хватало. Единственное что я сделал, это добавил комментарий на соответствующую страницу в Журнале. Уже не помню что именно побудило меня к написанию комментария (то ли предвкушение нового релиза, то ли какой-то другой скептический комментарий, или же наоборот - неважно), но вполне вероятно, что я все еще хотел ответить на вопросы своих знакомых.

На мой взгляд, окончательная студийная версия и подлинное концертное исполнение - это то, что нам в действительности нужно получать от исполнителя.

Хотите принимайте это, хотите не принимайте, но концертные исполнения всегда будут разными. Это ощущаешь, если хоть раз оказываешься там, в зале, и становишься свидетелем события. Записанная музыка (имею в виду записанное концертное исполнение) во всяком случае не сможет воссоздать атмосферу реального события. То, что получаешь во время концерта, остается и после него. Например, все концерты, которые я посетил, навсегда останутся для меня "лучшими", однако я могу составить персональную коллекцию лучших исполнений из других концертов, и, вероятно, буду слушать эту коллекцию долгое время. В конце концов, это будет чем-то вроде моего "понимания" музыки исполнителя, мой выбор.

Здесь же у нас подлинный выбор недавно исполненных концертных исполнений, основательно представляющих ПХ с его точки зрения. Он использует этот подход на протяжении всей своей карьеры, и - парадокс, но - теперь мы получаем "окончательную" коллекцию живых исполнений, с дополнением парочки специальных дат, таких, как концерты в Union Chapel и RFH [1] (см. также "Приложение" в конце).

Релиз альбома состоялся 10 октября 2011 года, а когда 23 декабря Питер сообщил в Twitter-е о том, что "очередной релиз лейбла Fie! уже у него в руках, и смотрится великолепно", первой мыслью стало "о! неужели новый сольный альбом уже готов?". Нет, до него дело еще не дошло, то будет весной, судя по всему. Речь шла о другом релизе.

6 января 2012 года Хэммилл сообщил в Twitter-е, в Журнале, и на своем сайте о готовящемся выходе в свет семидискового издания под названием "Pno, Gtr, Vox Box". Тираж - 2000 экземпляров. Сегодня (13 февраля) должен был состояться официальный релиз этого альбома, однако весь тираж, доступный к заказу на Sofa Sound и у ее дистрибютеров, на сегодняшний день иссяк. Можно еще поискать его на аукционах, в других виртуальных и реальных магазинах. А пока что вернемся к сути релиза.

На этот раз один из моих знакомых просто не понял в чем тут дело, зачем нужен этот релиз, или же зачем надо было выпускать двойной, обычный концертник. Неужели весь вопрос в деньгах?

Ответ очень скоро был вычитан в приуроченном к событию новому сообщению в Журнале. Кому интересно, может прочитать его полностью здесь, я лишь отмечу, что меня очень обрадовал подход Хэммилла к созданию такого релиза

Несмотря на то, что это коробочное издание (что вроде как крайне модно сегодня), в нем вы не найдете медиаторов музыканта с автографами, там не будет четырнадцатого микса пятнадцатого дубля, и никаких многоканальных обработок. В нем вы найдете только одно - Сам Материал.

Мне к этому нечего добавить. Я - "за"!

Мне кажется, что тираж в 2000 экземпляров является полностью обдуманным и обоснованным. Вероятно, это результат оценки, основанной на таких критериях как число постоянных покупателей, процент интереса новых заказчиков, уровни продаж предыдущих релизов, и.т.д. В конце концов, как я и написал в комментарии к этой теме, "основным представителем [данного творческого этапа], на мой взгляд, является (и будет являться) двухдисковое издание Pno, Gtr, Vox, а BOX-версия это уже скорее подарочное издание, НЕ предназначенное для замены первого." К своему удивлению, примерно также высказался об этих двух изданиях сам Хэммилл.

Здесь я хочу прервать свои размышления о сущности не только этого альбома и двух его изданий, но концертных альбомов Питера Хэммилла в целом. Я уверен, что это особая тема для разговора, и говорить о ней стоит. Но как я ни старался, лучше того как сам Хэммилл представляет эту сторону своей работы я рассказать не смог. И я обратился к Питеру с просьбой разрешить мне перевести на русский язык часть текста из буклета "Pno, Gtr, Vox Box", озаглавленную "Об исполнениях..." и использовать ее полностью в своем тексте.

"Будет здорово, только объясни откуда именно взят сам текст ;-) !", - ответил он.

Итак, эссе "Об исполнениях..." (About the performances...), написанное Питером Хэммиллом для издания "Pno, Gtr, Vox Box" FIE9135 (2012) и любезно им предоставленное для перевода на русский язык специально для моего нового эссе для Русской Страницы VdGG/PH.



Питер Хэммилл "Об исполнениях..."

Любопытным побочным эффектом воссоединения и последующего развития карьеры VdGG стало то, что я особенно рьяно стал относиться к сольным выступлениям во время, когда я не находился вовлеченным в активную групповую деятельность.

Решение выступать исключительно в клубах с концертными роялями, принятое перед японским туром в ноябре 2007, имело долгосрочный эффект. И хотя это не всегда практично с позиции звука, настоящее фортепиано всегда будет более предпочтительным инструментом для такого исполнителя, который стремится наиполнейшим образом отразить все нюансы произведения. Я играл в Токио три вечера подряд, и определенная часть аудитории посещала все эти концерты; именно во время этого тура, я чувствовал необходимость пересмотреть весь свой каталог и представить настолько более широкий набор из всего материала, насколько я только был в состоянии это сделать.

Процесс этот продолжился во время последующих гастролей по всему миру. На сегодняшний день у меня есть солидное число песен, которые я, в принципе, могу исполнять без подготовки (ладно, для игры без подготовки мне все же нужно будет подготовить шпаргалки с текстами и аккордами...). Не то чтобы мои исполнения таких песен будут, так сказать, отшлифованными, или "правильными" - я определенно не собираюсь превращать свои концерты в шоу подобного рода. Я стремлюсь к восприятию песен и активно надеюсь быть застигнутым ими врасплох. Часто случается, что сбой в игре и является тем стимулом, который приводит в итоге меня к подлинному и уникальному исполнению.

В июле 2010 я в очередной раз посетил Токио, и в третий раз местом проведения концертов на несколько дней стал Pit Inn, очень популярный здесь джаз-клуб. Незадолго до этого меня посетила мысль о том, что было бы интересно заранее объявить темы предстоящих концертов (в противовес моей обычной практике выбора песен для концертного вечера только после саундчека, примерно за час до самого исполнения).

Первые две темы были довольно простыми: вечер песен, исполняемых только на гитаре ("Что если бы там не оказалось фортепиано?"), после которого идет вечер с фортепианными песнями ("Что если бы я забыл свою гитару?"). У меня есть опыт обоих ситуаций - рано лопнувшая струна приводила к практически чисто фортепианному выступлению, и пару раз я сознательно принимал решение исполнять только под гитарный аккомпанемент.

Две же другие темы были более вызывающими. В плане возрождающейся жизни VdGG я выбрал тему для очередного вечера "Что если бы это были только песни VdGG/VdG?". Некоторые из них всегда присутствовали в моем репертуаре, но я прекрасно осознавал, что этого было недостаточно для того чтобы заполнить целый концертный вечер, поэтому тут надо было больше думать и больше репетировать.

Наконец, "Что если бы мне было известно, что это мое самое последнее выступление?" было названием четвертой темы, которая, очевидно, могла интерпретироваться по-разному...

Темы были выбраны заранее, но списки песен для этих концертов не были составлены до моего прибытия в Японию. Мне хотелось уменьшить число повторений в списках, насколько только это было возможно, поэтому некоторые позиции были выбраны с легкостью. Как я уже сказал, первые два концерта были в рамках моих нормальных исполнительских возможностей.

Концерт "VdGG" потребовал довольно много усилий как в выборе песен, так и в подготовке самого концерта. В самом деле, некоторые из этих песен я все еще нащупывал даже во время самого представления (пару из них я не играл аж десятки лет). Чего я хотел избежать так это обычного ностальгического вечера - для меня было важным, чтобы критерии, применяемые к обычным наборам песен для концертного вечера (тематические, стилистические, динамические), применялись бы и к этим специальным исполнениям.

Наконец, "Последнее Выступление". Можно было подумать об этом как о какой-то нездоровой затее. Однако я выбрал эту тему, дабы представить песни особого, прощального характера, под которые я бы мог "откланяться". Я определенно не думал о Великом Уходе. Я также и не старался подвести за полтора часа итог всей карьеры. И хотя выбор оказался доволно сложным, сделал я его по принципу "в этот день это были бы именно те песни, которые бы я исполнил ЕСЛИ бы знал, что этому выступлению суждено быть последним..."

Я бы не знал о том, что это было мое последнее выступление, в случае неминуемой физической неспособности, или, в конце концов, решающей болезни (я все же надеюсь, что уйду тихо, а не буду кипеть в последних восклицаниях, если такому суждено случиться), или даже "выход из игры" в результате, скажем, недостаточного интереса публики. В некотором смысле, эта тема была выбрана как прямой ответ на одно мнение ХБ [2]: "Я даже и знать не хочу чем может быть мое последнее выступление..." Так что в этом случае я все-таки решил представить "Что если..?"

Простой ответ, конечно же, заключается в том, что я тоже надеюсь никогда этого не знать. Однако к каждому исполнению надо подходить как к единственному.

В течение четырех дней в Токио я проводил свое время в захватывающе напряженном, усердном и изнурительном труде. Возможно, в будущем я еще вернусь к тематизации выступлений, но, вероятно, не так скоро.

В начале этого года [3] я начал пересматривать некоторые концертные записи, сделанные в 2010 году на всех концертах в Токио и на майских концертах в Великобритании. С определенного времени я подумывал о выпуске нового концертного альбома, потому как предыдущий ("Typical") остался в прошлом и особо не отражал моего разгоревшегося энтузиазма к форме.

Как я уже сказал, выбирать пришлось из довольно-таки большого количества песен. На ранней стадии я понял, что единственным способом нахождения правильного набора будет взять концерты в Токио в качестве некоей матрицы и заполнять ее теми версиями песен, сыгранных во время тех тематических выступлений, которые казались мне лучшими или же самыми интересными, выбирая их уже из всего диапазона имевшихся исполнений. За этим последовал долгий процесс прослушивания, анализа, оценки.

"Простые" темы - только гитара, только фортепиано - уже были изданы под названием Pno, Gtr, Vox, что и останется основным релизом. Коробочный же этот набор реализуется ограниченным тиражом и предназначается скорее для расширения спектра представленного материала.

CD 3 и 4 в этом наборе это, конечно же, программы "Последний" и "VdGG".

Считаю нужным отметить, что я ограничил длительность каждого "концерта" семидесятиминутным лимитом. Я уверен, что это максимальное время, за которое компакт-диск в состоянии поддерживать слушателя в концентрации (да, я знаю, что может быть и больше, но...), и я не хотел вдаваться в двухдисковые варианты представления отдельных концертов. Поэтому некоторые песни из оригинальных концертных программ неизбежно выпали из основного материала. Однако, я надеюсь, общий смысл каждого (исполненного/собранного) исполнения доходит до слушателя.

Моим замыслом в составлении компакт-дисков в таком стиле было, несомненно, представление смысла живого выступления. Если меня нет там, прямо перед вами, требующим вашего к себе внимания - или, тем самым, привлекая внимание к вам - то, если честно, слушать семьдесят с лишним минут - занятие сложное само по себе.

Сорок шесть разных песен (кажется) представлены на четырех дисках. Однако я ощутил, что для этого проекта кроме них мне надо будет представить что-то еще, чтобы получился полный обзор. Таким образом, я добавил еще три диска, подбирая для них песни, так как если бы они также представляли собой отдельные концерты. Думаю, это само по себе уже дает подсказку, чтобы быть в состоянии представить какие цели я преследовал, создавая эту подборку. На мой взгляд, к каждому диску нужно относится как к самостоятельному "концерту". Не надо воспринимать альбом как восьмичасовую атаку ПХ. (Я очень хорошо помню, как один мой друг сказал мне в прошлом году после очередных эпических двух с лишним часов, что не всем под силу выдержать столько ПХ за один раз...) Я работал, предполагая, что каждый отдельный диск будет рассматривать как отдельный концерт, чтобы Коробка тем самым в целом служила и как "Турне", и как Ретроспектива. Именно этим и являются турне для меня лично, особенно в последнее время.

Ни один из концертов не является идеальным. На самом деле, здесь не представлено ни одного "совершенного" исполнения. Однако тут собраны пересмотренные песни, связанные воедино наподобие ожерелья и повествующие о моменте. Это и есть то, что я пытался сделать во время сольных концертов все эти сорок с лишним лет.

Первый из "дополнительных" дисков состоит из песен, исполненных в Великобритании, но не вошедших в программу японских концертов. Может это и удивительно, но некоторые из них, продолжают составлять основу моих живых исполнений.

Далее следует подборка песен, исключенных из списков с целью уменьшения длительности дисков до семидесяти с небольшим минут, как было отмечено выше.

Наконец, целый диск альтернативных версий - исполнения песен, которые уже присутствуют на первых дисках, но по тем или иным причинам не попали в "исходный состав". Однако они твердо занимают свои места на скамейке запасных...

Между прочим, выбор в пользу того или иного исполнения не является точной наукой. Некоторыми из соображений являются мое желание представить версии, предлагающие уникальные исполнения песен, а не их обычные прогоны (я во всяком случае пытаюсь не исполнять в таком ключе), мое нежелание включать версии, в которых я совершенно теряю слова или исполнение (хотя тут есть немного таких примеров, и, как я уже говорил, перспектива приближающейся катастрофы зачастую и является тем самым стимулом к тому чтобы придать песне новое очертание), иметь определенный поток звуковой связности, при условии что эти исполнения происходят в довольно разных обстановках.

Я собрал эти песни, как я сказал, в семь почти-концертных подборок. Однако современный мир есть современный мир. Обладатели этой коллекции, несомненно, перегонят аудио-содержимое в предпочитаемый для них формат на предпочитаемый ими носитель. Хотелось бы надеяться, что тем, кто настолько заинтересован в моей работе, что действительно читает эти строки, не нужно каких-либо вдохновений на составление из предоставленного материала своих собственных списков песен для создания своих любимых концертов.

И как всегда отмечу, что все эти версии песен не надо воспринимать как окончательные. Одна из причин, которые заставляют меня возвращаться к исполнительству, это то что песни могут мгновенно изменяться. Да и не являются они (часто бывает так, что далеко не являются) идеальными или правильными исполнениями материала. Однако во всех них, даже когда я спотыкаюсь у самого края пропасти, я чувствую, что близок к приданию им необходимой и настоящей жизни. И это - моя цель.

Это то, что я делаю. Это то, что я делал.

ПХ




Тем временем все суетные вопросы куда-то улетучились...



ПРИЛОЖЕНИЕ: Официальная концертная дискография Питера Хэммилла

Выше я упомянул о настоящем Приложении, в котором хотелось бы кратко ввести читателей в официально-изданные концертные записи с участием Питера Хэммилла. Никто раньше не составлял дискографии подобного рода, и некоторым это дело может показаться суетным. Однако может быть для кого-то и возникнет интерес проследить документальную историю развития Питера Хэммилла как концертного исполнителя.

Вам может быть интересно будет воссоздать упомянутую в тексте "окончательную" коллекцию живых исполнений, и поэтому мы представляем вам даты и места проведения концертов, записи с которых представлены на дисках, однако представлять релизы мы будем упорядоченными по году выхода аудио- и видеоносителей. В скобках указан оригинальный носитель.

1978 Van Der Graaf - Vital (2LP)
Основная запись сделана 16 января 1978 года в клубе Marquee, Лондон. Также записывался концерт днем раньше, но для альбома использовалась только эта запись. К сожалению, по техническим причинам первые две песни (Cat's Eye/Yellow Fever и The Sphinx in the Face) не были записаны, также не был записан Crying Wolf, исполненный на бис 16 января. Интересно, что CD-версия пережила аж четыре инкарнации, прежде чем на ней был полностью представлен материал двойного винила. Сделали это японцы. Винил, в свою очередь, тоже вынужден был немного подкорректировать свою рубашку, т.е. обложку.

1982 Van Der Graaf Generator - Time Vaults (tape)
Впервые выпущенные на кассете, записи в этом "антисборнике" предназначались лишь для любителей со стажем, способных оценить ценность материала и пренебречь очень низким качеством записи некоторых из представленных композиций - именно тех, что мы рассматриваем в контексте данного справочника, а именно живых исполнений в Крауборо 21 апреля 1971, Нортон Кенон 30 апреля 1975, и Росс-он-Уайе 26 июля 1972. Вкупе со студийными архивными записями, этот альбом, тем не менее, является единственным официальным документом, отражающим так называемые "утраченные годы" (the lost years) группы, в течение которых они продолжали работать, но так ничего и не выпустили.

1985 Peter Hammill and the K-Group - The Margin (2LP)
2002 Peter Hammill and the K-Group - The Margin + (2CD)

Потрясающий аудиоматериал, представляющий K-Group во всей красе. Записано на концертах 23 октября 1983 в Mitchell Theatre, Глазго, 24 октября 1983 в Queen's Hall, Эдинбург, и LSE, Лондон, 26 и 27 октября 1983. В 2002 году Хэммилл переиздал альбом, восстановив полный список песен оригинального двойного винила и добавив дополнительный материал с бутлега Secret Asteroid Jungle (записи из Thater der Jugent, Мюнхен, 4 ноября 1982, и Sinkkasten, Франкфурт 5 ноября 1982).

1990 Peter Hammill - Room Temperature Live (2CD)
Несмотря на подзаголовок "Полный концерт на двух компакт-дисках", здесь представлены записи, сделанные с февраля по март 1990, в основном во время североамериканского турне состава Хэммилл/Стюарт/Поттер. В частности тут есть записи из Кливленда (Огайо, США); Квебек Сити (Квебек, Канада); Лидс (Англия); Чикаго (Иллинойз, США); Монреаль (Квебек, Канада); Лос-Анджелес (Калифорния, США). Вышедший за океаном, альбом после был-таки выпущен в Англии, и переиздан на лейбле ПХ Fie!

1993 Peter Hammill/The Noise - There goes the Daylight (CD)
Записано в The Grand, Лондон, 29 апреля 1993. Диск включает 10 треков, хотя в тот день исполнялось 16. На диск не вошли: Crying Wolf; A Kick to Kill the Kiss; Last Frame; Like a Shot, the Entertainer; Traintime; The Sphinx in the Face. А жаль!

1994 Various Artists - Fingerprints Vol.1 (CD)
Записи, сделанные разными коллективами в Arge Kulturgelande Nonntal, Зальцбург. Хэммилл представлен I Will Find You и Like A Shot, The Entertainer, сыгранными здесь на концерте 24 апреля 1993.

1994 Van Der Graaf Generator - Maida Vale (CD)
VdGG регулярно записывалась на радиостудиях BBC для эфира. На этом сборнике представлены замечательные живые исполнения, охватывающие период от The Least We Can Do до World Record: 10 июня 1971, 3 июля 1975, 1 апреля и 11 ноября 1976. Некоторые из исполнений впоследствии использовались в качестве бонус-треков на ремастерах 2005 года и на их виниловых переизданиях 2012 года (в результате чего все альбомы превратились в двойники).

1995 The Stranglers and Friends - Live in Concert (CD)
Первое издание этого концерта на CD в 1995 году включало в себя семнадцать композиций, записанных 3 и 4 апреля 1980 года в лондонском Rainbow. Эта серия концертов была создана дабы привлечь внимание общественности к факту ареста Хью Корнуэлла (гитариста и вокалиста группы в период с 1974 по 1990) за хранение наркотиков. Отсутствующего Хью было решено заменить целой плеядой выдающихся музыкантов, в числе которых Джон Эллис (John Ellis), Тойа Уиллкокс (Toyah Willcox), Роберт Фрипп (Robert Fripp), Хэйзел О'Коннор (Hazel O'Connor), и Питер Хэммилл. Он исполнил партию вокала в песнях Tank, The Raven и Shah-Shah-a-Go-Go, из которых только две первые вошли в оригинальное, вскоре вышедшее укороченное, и в переизданное в 2002 году CD-издания. Третья песня распространилась на пиратских альбомах и любительских записях.

1995 Peter Hammill - The Peel Sessions (CD)
Прекрасная подборка сольных живых исполнений, записанных для трансляции по BBC c 1974 по 1988 годы, а именно 19 августа 1974, 13 апреля 1977, 12 сентября 1979 и 4 декабря 1988. В силу исключительной аутентичности исполнений, кристальной чистоты звучания и отсутствия этого диска в продаже, большинство песен было выпущено на соответствующих ремастерах сольных альбомов Хэммилла в 2006 году.

1997 Guy Evans & Peter Hammill - The Union Chapel Concert (2CD)
Запись, представленная на этом двойном альбоме, к удивлению слушателей оказалась сделанной обычным микрофоном из зала, и очень походила на любительскую запись. Скорее всего, именно такой источник и был использован для записи, однако, наконец, мы имеем дело с полной записью концерта, состоявшегося в Union Chapel, Лондон, 3 ноября 1996 года. В результате частой смены играющих музыкантов, в какой-то момент перед аудиторией предстала группа VdGG, исполнившая Seven Wonders и Lemmings.

1999 Peter Hammill - Typical (2CD)
Выпущенный в 1999 году, альбом тем не менее содержит записи 1992 года, сделанные в: Kulturgelande Noontal, Зальцбург (30 марта), Vier Linden, Хильдесхайм (8 апреля), Markthalle, Гамбург (9 апреля), Zeche, Бохум (12 апреля), Tivoli, Утрехт (15 апреля), 042, Неймеген (17 апреля), Paard, Гаага (18 апреля), Paradiso, Амстердам (21 апреля) и Teatro Zandonai, Роверто (11 декабря). До появления в 2011 году Pno, Gtr, Vox, этот концертник являлся визитной карточкой сольных выступлений.

2000 Van Der Graaf Generator - The Box (4CD)
Необычным подарком явился этот сборник, включивший в себя помимо ремастеров треков со студийных альбомов много ранее не издававшегося материала: записей на радио, неизданных на CD вторых сторон синглов, архивных студийных работ, а также несколько песен, взятых с бутлега Worldly Men And Strangers с записью вечернего концерта в L'Altro Mondo, Римини, 9 автуста 1975 года. Подробно ознакомиться с довольно обширным трек-листом можно здесь.

2002 Van Der Graaf Generator - Masters from the Vaults (Mixed-Mode CD, DVD)
Сопровождая выход на лейбле Classic Rock одноименного DVD, компакт-диск содержал две записи, инструментальную Theme One и гигантскую A Plague of Lighthouse Keepers, сделанные для бельгийского телевидения 21 и 23 марта 1972. Скорее всего звук был получен из видеодорожки, однако это было первым официальным релизом этой записи. Мультимедийная часть диска включает в себя оригинальный видеоматериал. К сожалению, после эта и другие записи были многократно издаваемы этим и другими лейблами да под разными названиями в разное время, вплоть до наших дней. Хэммилл просто перестал держать счет всем аудио и видеоносителям с этой записью, выступлением в бременском Beat Club-е 1970 и так называемому Godbluff Live в Шарлеруа 1975.

2002 Van Der Graaf Generator - Godbluff Live (DVD)
Помимо представленной здесь впервые записи исполнения песен с нового в то время альбома Godbluff (12 ноября 1975), здесь лейбл Classic Rock повторно представил весь материал из диска Masters from the Vaults. Покупателей этот факт уже немного начал напрягать.

2002 Van Der Graaf Generator - Inside Van Der Graaf Generator (2DVD+book)
Подобно матрешке, этот двойной DVD включал в себя два предыдущих Classic Rock-овских релиза плюс две песни из бременском Beat Club-а, датированные 5 апреля 1970. К этому салату был добавлен диск, включавший не только пустые комментарии "рок-критиков", но также и фрагменты интервью с Ником Поттером, Джадж Смитом и Дэйвидом Джексоном. Не исключено, что этот факт также повлиял на расторжение последнего отношений с группой. Позднее издание не включает оригинальной (но по сути дела - пустой) книжки. Дальнейшие инкарнации продукта Classic Rock в этой дискографии не приводятся.

2003 Ange - En Vrac (CD)
После долгих раздумий было решено добавить в "концертографию" и эту позицию. Этот диск представляет собой коллекционное издание фэн-клуба "Fan Club Un Pied dans la Marge", которое в ряду других таких же дисков (издававшихся с 1997 по 2005) на законных правах, указан на updlm.com (сайт группы Ange). К нашей теме имеет довольно курьезное отношение: на нем записаны две песни - This Side of the Looking Glass и Traintime, исполненные Хэммиллом в сопровождении Национального Оркестра города Лилль 20 апреля 1996 года в городском Zenith Arena. Как и почему они попали сюда - мне пока что остается неизвестным.

2005 Van Der Graaf Generator/Van Der Graaf remastered albums (CDs)
2006 Peter Hammill remastered albums (CDs)

Помимо живых исполнений, взятых из вышеуказанных сборников Maida Vale и Peel Sessions, ремастеры 2005/2006 годов включали в себя и другие треки, в числе которых и концертные исполнения, сыгранные в студиях ВВС. Одним из поистине потрясающих бонусов (на альбоме H to He: Who am the Only One) явилось живое исполнение обычной в те годы связки Squid 1/Squid 2/Octopus. Помимо этого на ремастеры попали избранные исполнения с известного бутлега Skeletons of Songs, запечатлевшего исполнение в All Souls Unitarian Church, Канзас Сити, Миссури, США 16 февраля 1978, а также запись Gog (Theatre Gwynedd, Бангор, 10 мая 1975) и двух исполнений с вечернего выступления в L'Altro Mondo в Римини, 9 августа 1975, Forsaken Gardens и A Louse is Not a Home.

2006 Peter Hammill with Stuart Gordon - Veracious (CD)
Сотрудничество со скрипачом Стюартом Гордоном началось еще в середине 80-х, и с течением времени Хэммилл все чаще включал его в различной плотности составы. На протяжении многих лет дуэт Хэммилл/Гордон гастролировали по всему миру. На этом альбоме представлена лишь малая часть их выступлений, датируемая 7 ноября 1999 (The Recher Theatre, Тоусон, Мэриленд, США), 30 марта 2001 (The Noga Theatre, Яффа, Израиль), и 8 декабря 2004 (The Patronaat, Харлем, Нидерланды).

2007 Van Der Graaf Generator - Real Time (2CD)
Знаменитый концерт 6 мая 2005 года в лондонском Royal Festival Hall, ознаменовавший воссоединение квартета VdGG. На двойном диске концерт представлен полностью, а над микшированием на этот раз поработал Хью Бэнтон. Японское издание включает третий, бонусный диск с тремя дополнительными песнями с концертов того же года - Pilgrims (Le Bataclan, Париж, 12 июля), When She Comes (Melkweg, Амстердам, 23 июля) и Still Life (фестиваль WOMAD, Таормина, 15 июля) - и одним импровизационным номером Gibberish с саундчека в Melkweg, Амстердам (23 июля).

2008 Various Artists - Diverse - Live at Hof Huhnstadt, 36287 Breitenbach (2CD)
По сути дела это первая официальная запись трио VdGG, которые на этом фестивале Burg Herzberg отыграли программу из девяти песен. На диске представлена только последняя Man-Erg.

2009 Van Der Graaf Generator - Live at the Paradiso 14:04:07 (2CD, DVD)
Еще один полный концерт, выпущенный лейблом Voiceprint с использованием материалов трансляции 2007 года сетевого канала Fab Channel. Была ли использована мастер-запись, или же звук перегнали с DVD, изданным параллельно с этим компактом - не берусь судить. Материал представляет живое исполнение трио VdGG, которые исполняли 14 апреля 2007 года в амстердамском Paradiso.

2009 Peter Hammill - In the Passionskirche MCMXCII (2CD, DVD)
2010 Peter Hammill - Live in Berlin, 1992 (2CD+DVD)

Еще один концерт, сделанный с использованием ранее существовавших материалов, и еще один продукт лейбла Voiceprint, вызывающий некоторое смущение. За основу принята выпущенная в 1992 году студией !K7 видеокассета, содержащая запись сольного концерта в берлинской Passionskirche 11 апреля 1992. Значительная часть копий имела дефект: в последней песне (Modern) отсутствовала первая минута. Встречались и нормальные копии, с одной из которых очень удачно был сделан перегон в цифру задолго до этого DVD-релиза. Каково же было удивление, когда помимо безвкусного (и с ошибкой в фамилии) меню мы обнаружили укороченную запись с видеокассеты! И именно с этого исходного материала была создана двухдисковая аудиоверсия этого концерта. Сознательное включение его в этот список подпитывает лишь тот факт, что песни переставлены местами с целью восстановить правильный концертный порядок, однако некоторые позиции все еще вызывают споры, а три песни (Just Good Friends, Stranger Still и Refugees) так и остались "за бортом". В скором времени этот двойник вкупе с DVD-версией (правда уже с дефектной копией) был переиздан (или же, как допускает ПХ, переупакована) на другом лейбле, не внушающем особого доверия, и под примитивным названием Live in Berlin, 1992.

2011 Classis Rock Magazine Legends - Van Der Graaf Generator (DVD)
Выпущенный только в Европе, этот DVD представляет единственный в 2010 году концерт группы, состоявшийся 18 декабря в лондонском Metropolis Studios. В тесном помещении студии лицом к лицу с группой находилось 140 человек, купивших билеты по рекордной для VdGG цене - 175 фунтов (за что Питер заранее извинялся со своего сайта и нисколько не настаивал на участии)! Все билеты были благополучно распроданы. На концерте были представлены три песни с готовящегося тогда к выходу альбома A Grounding in Numbers. Вскоре диск перешел в статус "удален" в связи с очередными правовыми неувязками. Однако через год он снова появился в продаже (на лейбле Salvo), на этот раз в картонной упаковке и в сопровождении аудиоверсии концерта на двух компакт-дисках (в отзывах упоминалось некоторое улучшение качества картинки), а еще через два года, следуя тенденции возврата к виниловым носителям, концерт был выпущен на двойном виниле (на лейбле Go Entertainment). Так как съемки осуществлялись HD-камерами, не будем терять надежду на выпуск концерта с более качественным изображением на Blu-ray-диске.

2011 Peter Hammill - Pno, Gtr, Vox - Live Performances (2CD)
Так как эти два диска входят в состав семидискового издания, рекомендую читать комментарий к следующему диску.

2012 Peter Hammill - Pno, Gtr, Vox Box - Eighty-Four Live Performances (7CD)
Собственно говоря, и мой краткий обзор, и эссе Питера посвящены этому релизу. Однако я все же приведу здесь краткое содержание материала, представленного на этом релизе.
Семь компакт-дисков, входящих в состав коробки (выпущенной ограниченным тиражом в 2000 экземпляров в феврале 2012 года и сразу же ставшей коллекционной редкостью), содержат записи с концертов 2010 года, прошедших в Токио (8 июля в Tsuki-Miru Kimi-Omou, и 9-11 июля в Pit-Inn), а также с некоторых концертов из британских выступлений того же года. За основу были приняты японские концерты, и так как они были тематическими, соответственным образом были укомплектованы первые четыре диска.
CD1: What If I Forgot My Guitar? ("Что будет, если я забуду свою гитару?") - песни, спетые и исполненные в фортепианном аккомпанементе.
CD2: What If There Were No Piano? ("Что будет, если там не окажется фортепиано?") - песни, спетые и исполненные в гитарном аккомпанементе.
CD3: What If I Knew This Was The Last Show I'd Ever Do? ("Что будет, если я буду знать, что это мое последнее выступление?") - Питер представил песни, которые он хотел бы представить в своем последнем концерте, если бы он был в этом уверен "на все сто". Естественно предположить, что в другой раз этот та же самая тема может быть представлена несколько иным набором песен; кстати, Питер заверил, что на самом деле он вовсе не думал о завершении своей карьеры на момент проведения этой серии концертов.
CD4: What If I Played Only VDGG/VDG Songs? ("Что будет, если я буду играть только песни VdGG/VdG?") - сольное исполнение песен, записанных с группой Van der Graaf Generator (1969-1976) и Van der Graaf (1977).
Нужно заметить, что в действительности темы первого и второго дисков имели обратную хронологическую последовательность. Аналогично, третий и четвертый диски представляют темы соответственно четвертого и третьего вечера.
Оставаясь верным выбранному тематическому подходу, Хэммилл озаглавливает три следующих диска следующим образом:
CD5: What About Songs I Didn't Play In Japan? ("Песни, которые я не играл в Японии") - концертного материала и Питера предостаточно, и не все песни попадают даже в четырехдневную серию концертов в одной стране. Здесь представлены песни, не попавшие в японские сетлисты в 2010 году.
CD6: What About Songs I Dropped From The Setlists? ("Песни, которые выпали из сетлистов") - длительность записи на компакт-дисках ограничена, и не весь материал, сыгранный в тот или иной вечер, целиком представлен на диске. На этом диске собраны песни, которые не вошли в первые четыре.
CD7: What About The Best Alternate Versions? ("Лучшие альтернативные версии") - каждый раз песня играется по-новому, и каждый раз слушатели могут стать свидетелями яркого, неожиданного, оригинального исполнения. Последний диск представляет песни, уже представленные на первых шести, но тем не менее заслуживающие особого внимания.
Один из участников Форума на Yahoo Hammill Group сделал попытку подвести итог и обозначить где и когда исполнялась та или иная песня. История получила продолжение, потому что выяснилось, что в буклете есть ошибки в датах, в перекрестных ссылках на города, наконец, в том, что здесь не 84 песни (как утверждает подзаголовок), а 85.... Хэммилл обещал проинформировать нас, если он сам найдет точную информацию в своих архивах.

2015 Van der Graaf Generator - Merlin Atmos (LP), (CD), (2CD)
Именно такой порядок носителей (в скобках) мне хотелось бы предложить для этого альбома, и вот почему. На альбоме Merlin Atmos задокументировано на сегодняшний день последнее турне группы, прошедшее в Европе в 2013 году, во время которого трио в обязательном порядке исполняло целиком две композиции "длиной в целую сторону пластинки" - Flight (с сольного альбома Хэммилла "A Black Box" 1980) и A Plague of the Lighthouse-keepers (с альбома VdGG "Pawn Hearts" 1971), о чем было официально объявлено еще до начала турне, которое получило неофициальное название "The Lighthouse Tour". Суммарно программа всего турне составила 14 песен. Из них составлялись сетлисты для исполнения во время 14 концертов в 14 городах Чехии, Германии, Голландии, Англии, Шотландии и Италии. Ближе к концу турне просочилась информация о том, что все концерты записываются с целью выпуска концертного альбома, и поэтому в народе ходили вольные интерпретации названия четырнадцатого альбома (это если не учитывать The Aerosol Grey Machine, оригинально задуманного как сольный альбом Хэммилла) и года выпуска - 2014. Однако, как показала история, альбом вышел в 2015 году. На дисках не представляется информация о том, в каких именно городах была сделана та или иная запись - отчасти для концентрации внимания слушателей на самом материале, а в некоторых случаях по причине отсутствия (или утери) соответствующих данных. Что известно точно - это то, что концерт в Дрездене (лучший по мнению группы и персонала) был утерян в результате порчи жесткого диска, на который записывался концерт, и то, что квинтэссенция альбома записана 3 июля 2013 года в Треццо-суль-Адда (недалеко от Милана). Она представлена двумя вышеуказанными эпическими композициями, длиною в "сторону винила" каждая. Отсюда у нас уже есть виниловая версия с двумя композициями. Хрестоматийной версией на компакт-диске же считается не двойной, как это могло бы показаться на первый взгляд, а одинарный вариант, на котором представлены еще четыре песни. Двойной же компакт-диск считается Специальным Изданием. К сожалению, песня Mr Sands не попала в альбом, и поэтому полный набор официально изданных композиций содержит тринадцать композиций. Первый компакт-диск (который составляет материал "хрестоматийного" однодискового издания) основательно микшировался Хью Бэнтоном; он так и называется - Merlin Atmos. Второй же диск микшировался Питером Хэммиллом лишь с целью предоставления дополнения к основному, и называется он поэтому просто Bonus Atmos.



Примечания

[1] The Union Chapel Concert и Real Time - две ключевые даты в истории Van Der Graaf Generator, удостоившиеся издания полностью на двойных дисках, соответственно, в 1996 и 2007 годах.
назад

[2] Хью Бэнтон
назад

[3] Текст написан в 2011 году. Отмечу, что альбом был готов еще в 2011 году, о чем свидетельствует указанный год вступления в силу авторских прав, напечатанный на дисках, да и Хэммилл 23 декабря сообщил об этом в сети Twitter. Ко дню официального релиза (13 февраля 2012) тираж диска уже неделю как закончился на Sofa Sound и в некоторых других интернет-магазинах.
назад


Микаэл Абазян mikayelabazyan@yahoo.com



Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024