Интервью с Питером Хэммиллом в журнале "АудиоМагазин", номер 1(30)/2000



    Питеру Хеммиллу за пятьдесят. Но выглядит он по-прежнему молодо. Говорит, что жизненные силы ему дарят любимая работа и три дочери, которые, правда, не особенно интересуются отцовским творчеством. Между тем во всем мире Хеммилла называют отцом-основателем арт-рока и рок-н-ролльным гуру. За тридцатилетнюю музыкальную карьеру он записал больше сорока альбомов. Он попробовал себя во всех музыкальных жанрах. Его музыка остается мелодичной, а тексты песен - глубокими и утонченными.


    "АМ". Вы приезжаете в нашу страну не в первый раз, каково ваше мнение о русской культуре и русской публике?

    П. Х. Ваша культура мне очень интересна. Нельзя сказать, что я абсолютно ее понимаю, но мне нравится, что она воспитала таких зрителей. Ваша публика слушает. Ей важно, кто выступает. Она не безразлична. Я встречаю понимание, хотя культура, в которой рос и формировался я, сильно отличается от вашей, так что внедрение чужого в ваш, прежде изолированный, мир могло вызвать отторжение - этого не случилось, что безусловно радует.

    "АМ". В прошлый приезд вы выступали с Сергеем Курехиным, вам близок он, его мировоззрение?

    П. Х. Мы с ним очень похожи. Не как безумцы, но как музыканты. Жаль, что совместного выступления уже никогда не повторить...


    "АМ". Расскажите, с чего начиналась ваша карьера, с кем вам пришлось работать?

    П. Х. О, об этом времени я вспоминаю с наслаждением. Наша группа называлась Van Der Graaf Generator. Я был страшно молод, и никто не считал меня мудрым. Я был очень категоричен. Не успел первый состав сработаться, как я решил его расформировать. Имена музыкантов первого состава группы вам ничего не скажут. Зато имена второго... Хью Бэнтон - клавиши, Кейт Эван - бас, Гай Эванс - ударные. Наш первый альбом вышел только в Штатах - у меня был контракт с "Mercury". Хью тогда играл на жутко раздолбанных инструментах (на них разве что мох не рос!) - электроорганах "Hammond" и "Farfisa", достигая при этом потрясающего звучания, похожего на звучание органа в церкви. А в конце 60-х мы вместе с Робертом Фриппом выпустили новый альбом "...To He Who Am The Only One". Все было прекрасно...

    "АМ". Почему же вы расстались?

    П. Х. Каждый хотел сделать что-то свое: уходил, возвращался. Это были потрясающие музыканты, но мы не были группой.

    "АМ". Страшно быть одному на сцене? Не чувствуете ли вы себя одиноким?

    П. Х. Напротив. Интересно самому разбираться, как работает тот или иной инструмент, а не просить чьей-то консультации, не приглашать кого-то на работу. Когда пишешь музыку, важно самому чувствовать партию каждого инструмента и собрать их воедино в совершенной, прекрасной аранжировке, чтобы был отчетливо слышен каждый звук. Это меня захватывает. Что же касается одиночества, то для каждого человека наступает время, когда потребность в нем естественна, одиночество необходимо для ощущения зрелости и независимости. Хотя иногда бывает тяжело играть и петь одновременно. Раньше, когда я чувствовал за собой группу, мне было спокойней, но сейчас мне это уже не нужно.

    "АМ". Аранжировки - ваше увлечение?

    П. Х. Не сказал бы. Просто я чувствую, что музыка не может существовать без обрамления, как прекрасный камень - без оправы. Ведь музыкой невозможно только любовать- ся - нот всего семь, и все уже придумано и написано до нас. Аранжировка придает каждой мелодии своеобразие, создает ощущение фирменного стиля. Я могу играть песню на трех гитарных аккордах, а могу углубиться в дебри фортепианных баллад. В мире звуков мне интересно все.


    "АМ". Каждый ваш альбом не похож на предыдущие...

    П. Х. Мне интересно попробовать все возможные варианты, чтобы найти тот, единственный. Поверьте, если бы этого не делалось, мы не смогли бы сейчас назвать ни одного по-настоящему талантливого музыканта. Естественно, я не хвалю себя, заявляя об этом. Просто я преклоняюсь перед творчеством.

    "АМ". Мне понравилась ваша опера "The Fall Of The House Of Usher", хотя этот жанр мне не близок. Это ваша единственная проба в области классики?

    П. Х. Опера вообще мне кажется совершенством музыкальной гармонии. Там есть оркестр, в котором каждый знает свою партию, голоса, создающие объем... Но это не единственный мой опыт в классическом жанре. Я писал музыку для балетов и для "Kronos Quartet", но по-настоящему меня захватывает музыка для кино и телевидения. Мы только сейчас начали понимать значение музыки для кино. Она сопровождала изображение на экране, когда люди еще не знали, как озвучить фильм.

    "АМ". Традиционный вопрос: ваши планы на будущее? Не собираетесь ли вы возрождать сотрудничество со своей группой? Сейчас это модно...

    П. Х. Вряд ли. Я больше не хочу никому говорить, что он должен, а что не должен делать - я уже не в том возрасте. Мы сильно постарели и устали друг от друга за двадцать лет. Мы стали самостоятельными и профессионально перестали нуждаться друг в друге, хотя остались друзьями.

    "АМ". Нравятся ли вам соло-проекты ваших бывших коллег?

    П. Х. Да, разумеется. Я знаю, что они способны на создание сольных альбомов. Мне, конечно, интересны их поиски.

    "АМ". Вас называют отцом арт-рока и величайшим рок-поэтом современности. Как вы к этому относитесь, чувствуете ли вы ответственность?

    П. Х. Это громкие слова. Мне кажется неправильным привязывать какие-либо ярлыки. Я просто люблю свое дело и хочу передать эту любовь людям. Что же касается поэзии, я никогда не думал о том, как писать стихи. Они рождаются легко, хотя иногда - под воздействием личной драмы. Я не хочу и не могу забыть свои переживания или не думать о них. Я не могу покончить с собой - поскольку слаб. Не могу кричать на близких - у меня тихий голос. Я могу только писать. А хорошо или плохо - судить не мне. Для меня главное - выразить смысл мира, каким его вижу я.



    С Питером Хеммиллом беседовала Екатерина Марсова. Фотографии Ольги Урванцевой.


    Перепечатано с разрешения журнала "АудиоМагазин".

    Статья вышла в номере 1 (30) 2000.
    "АудиоМагазин"- первый российский аудиожурнал. Авторитетные и независимые обзоры аппаратуры и музыки. Единственное в стране издание, регулярно освещающее прошлое и настоящее классической музыки.
    Индекс для подписки 72707. E-mail: ampost@comset.net , сайт: http://www.hi-fi.ru/am



    Русская Страница Peter Hammill и Van der Graaf Generator
    Петрушанко Сергей hammillru@mail.ru, 1998-2024